Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №3
Описание образовательной программы
1.
Образовательная программа муниципальной бюджетной образовательной организации детский
сад №3 ( далее –ДОО) составлена в соответствии с требованиями Федеральной
образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
2.
Образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
1)
обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2)
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
3)
создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
3.
Образовательная программа реализует единые для Российской Федерации базовые
объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО, и планируемые результаты
освоения образовательной программы. Образовательная программа разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
4.Основой для самостоятельной
разработки и утверждения ДОО образовательной программы (далее - Программа)
являются ФГОС ДО
и Федеральная программа. Обязательная часть Программы соответствует Федеральной
программе и составляет 60% от общего объема. Часть Программы, формируемая ДОО и
другими участниками образовательных отношений, составляет 40% и ориентирована
на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор
парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и
планируемые результаты образовательной программы ДОО полностью соответствуют
(не ниже) содержанию и планируемым результатам Федеральной программы.
5.
Образовательная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в
состав которой входят Рабочая программа воспитания (далее - Программа
воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный
календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
6.
В образовательной программе содержатся целевой,
содержательный и организационный разделы.
7.
В целевом разделе образовательной
программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые
результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения образовательной программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
8.
Содержательный раздел Программы
включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем также представлены
описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы; особенностей
образовательной деятельности разных видов, культурных практик и способов
поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы
(далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В
содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания и
направления воспитательной работы, предусматривающие приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правила и нормы поведения в российском обществе.
9.
Организационный раздел Программы
включает описание психолого-педагогических и кадровых условий программы;
организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания в соответствии с требованиями
Федеральной программы.
Раздел включает
примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений.
В
организационном разделе представлены
примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный
план воспитательной работы.
10.
ДОО самостоятельно определяет способы
реализации образовательной деятельности в соответствии с конкретными условиями,
предпочтениями педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
11.
Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает ее
интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов
ДО, зафиксированных в ФГОС ДО.
12.
Реализация Программы и создание единой образовательной среды создает основу для
преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.